И.В. Крикалова
Главный специалист государственного
архива Николаевской области
Летом 1921 года страшное бедствие обрушилось на юг Украины. Засуха погубила посевы и травы. Плодородные поля превратились в тлеющую пустыню. Урожай погиб, однако план продразверстки отменен не был. Крестьяне, несмотря на надвигающийся голод, должны были его выполнить. К осени 1921 года положение в южных районах Украины, в том числе на Николаевщине, резко обострилось.
24 ноября 1921 года газета "Красный Николаев" писала: "Размеры местного бедствия сейчас выясняются, но уже возможно назвать ряд местностей, где население питается суррогатами и где начинаются обычные картины голода".
В государственном архиве Николаевской области хранятся многочисленные документы той страшной поры. За сухими цифрами отчетов, сводок по городу Николаеву и Николаевской губернии стоят судьбы тысяч людей.
Осенью 1921 года на Николаевщине были созданы губернский комитет помощи голодающим (губпомгол), уездные и волостные комитеты.
Водопойский волкомгол сообщал в Николаев: "Население употребляет в пищу все то, что возможно, начиная от конины и кончая собаками и кошками, каковые продаются по бешеным ценам, вместо хлеба употребляются суррогаты из просяной муки и отрубей. Наблюдаются факты умопомешательства, дом вполне приличный продается за 1 или 2 пуда какой-либо муки".
В этот тяжелый период на Николаевщину стала поступать помощь из Волыни, где урожай был достаточно высок, однако, своими силами Украина справиться с голодом не могла.
В конце 1921 года были заключены соглашения с такими международными организациями, как Американская Администрация Помощи (АРА), международная организация помощи голодающим (миссия Нансена), которую возглавлял Фритьоф Нансен, известный норвежский исследователь Арктики, другими организациями, находящимися под патронажем Красного Креста, об организации помощи голодающему населению Украины. Весной 1922 года голод на Николаевщине достиг своего апогея. На 1 млн 408 тысяч человек населения губернии было зарегистрировано более 500 тысяч голодающих.
В первую очередь надо было спасать от голодной смерти детей.
В это время в Николаев прибывают представители АРА и миссии Нансена, сразу принявшиеся за организацию питательных пунктов в городе и уездах губернии.
Николаевский порт готовился к приему заграничного хлеба, продовольственных посылок, должны были поступить семена для ярового посева на Николаевщине.
В ночь на 15 мая 1922 года в порт прибыла баржа "Юлия" с продуктами АРА для питания детей (мука, крупа, рис, горох, фасоль, сгущенное молоко, сахар, какао, жиры).
Представители АРА первыми приступили к оказанию помощи голодающей губернии. Основной формой помощи являлся обед для детей в специально открытых столовых, получили поддержку больные, беременные женщины, кормящие матери.
В середине мая в Николаеве открываются 3 питательных пункта АРА. Пункт № 1 находился на улице Кузнечной (между 1-й и 2-й Слободскими), № 2 - при заводе Руссуд, № 3 - на 6-й Военной, угол Спасской. Через несколько дней были открыты еще 3 пункта: № 4 - столовая завода "Наваль", № 5 - столовая в районе вокзала (помещение бывшего железнодорожного технического училища), № 6 - 9-ая Военная и Котельная.
Газета "Красный Николаев" в № 413 от 20 мая 1922 года писала: "Питпункты открылись. Прилегающие к питпунктам АРА кварталы были несколько ошарашены. Улица наполнилась детским гомоном, дребезжанием посуды - улица была неузнаваема... Рисовый суп. Белый хлеб! Какао! Питпункт похож на осажденную крепость".
В первый день тремя питпунктами АРА было отпущено 7,5 тысяч обедов.
Как только питание в Николаеве было налажено, началась организация помощи другим городам губернии, селам и деревням. "Главное наше задание состоит в том, - говорил представитель АРА на Николаевщине Раскин, - чтобы к 15 июля 1922 года мы фактически кормили 100 тысяч детей Николаевщины".
В июне на территории нашей губернии начинают активную деятельность организации, входящие в миссию Нансена под эгидой Красного Креста.
К лету 1922 года наступил перелом на "голодном фронте", АРА сумела организовать питание и взрослого населения. Размеры помощи были увеличены на 50 %, всего по губернии получали продукты АРА более 300 тысяч человек (действовало 396 кухонь и отпускались продукты для 207 детских учреждений).
В ноябре 1922 года Николаевщина была присоединена к Одесской губернии на правах уезда, ряд представительств и отделений международных организаций помощи голодающим переехали в Одессу. Однако большинство из них продолжали свою благородную миссию.
Документы свидетельствуют, что в течение 1922-1923 гг. жителям Николаевщины продолжала поступать продовольственная помощь от АРА, миссии Нансена и других организаций.
Благодаря этой поддержке, угроза голода начала отступать, однако только после урожая 1923 года положение на Николаевщине изменилось к лучшему.