Николаевская область в предвоенные годы

Друк

Л.С.Климова
Главный научный сотрудник
госархива Николаевской области

Николаевская область была создана 22 сентября 1937 г. В ее состав вошли 38 районов и три города областного подчинения - Николаев, Херсон, Кировоград. После образования в 1939 году Кировоградской области, в границах Николаевщины остались 5 городов, 6 поселков городского типа, 26 районов, 419 сельских советов. В ней по переписи 1939 г. проживало 909 тыс. человек, территория области занимала 31862 кв.км.

Основные направления развития промышленности - судостроение, сельхозмашиностроение, легкая и пищевая промышленность. Приоритетным направлением в промышленности Николаевщины было судостроение, работники заводов которых вписали немало славных страниц в историю индустриализации народного хозяйства.

В 1938 году на заводе имени 61 Коммунара вошел в строй действующих рудовоз "Строительство" (переименованный затем в честь погибшей советской летчицы П.Д.Осипенко - "Полина Осипенко"). Это был первый рудовоз, построенный на отечественных верфях, способный плавать в ледовых условиях и, предназначенный для перевозки руды, угля, зерна и других сыпучих грузов. Успешно осваивались новые типы судов на Черноморском судостроительном заводе. Это, прежде всего, мощные ледоколы, один из которых был сдан в январе 1939 года.

Судостроительные заводы Николаевщины работали также на оборону страны. В мае 1940 года со стапелей коммунаровцев сошла на воду последняя подводная лодка серии "Щ" ("Щука"), строительство которых было начато еще в 1934 году. Авторитет оборонному потенциалу государства добавляли и новые миноносцы, крейсеры николаевских судостроительных предприятий…

На втором месте в республике после Одесского был Николаевский морской порт. Вместе с Херсонским портом их грузооборот по всем видам плавания составил только в 1938 году 1941,6 тыс. тонн, а за первое полугодие 1939 г. - 813,8 тыс.тонн. Основными экспортными грузами были: зерно, железная руда, уголь, чугун, рельсы. В импортных грузах преобладало промышленное оборудование для строительства гидростанции на Днепре. Хороших результатов в выполнении плановых заданий добились коллективы инструментального завода, фабрики "Астра", электромотортреста, судоремонтного завода, завода им. XXI годовщины Октября, Николаевского отделения железной дороги, Херсонского порта и пристани и др.

Накануне Великой Отечественной войны промышленность области производила более тысячи видов продукции. Наряду с новым типом судов, создаваемым судостроителями, мощные и высококачественные дорожные машины выпускал завод "Плуг и молот", широкий ассортимент продукции поставляли на прилавки швейная, трикотажная и обувная фабрики и другие предприятия области.

В 1939 году за успешное выполнение государственного задания 76 судостроителей были награждены орденами и медалями СССР. Удостоены правительственных наград 12 работников коллектива электромотортреста, передовики Николаевского отделения Одесской железной дороги.

В борьбе за выполнение третьего пятилетнего плана были и определенные трудности, которые сказались на развитии экономики. Это и дефицит квалифицированных кадров, отсутствие упорядоченности в организации условий и оплаты, принудительные займы, административно-командный стиль руководства.

Николаевская область была одной из основных сельскохозяйственных областей Украины, ей принадлежало 7% всех посевных площадей республики. На начало 1940 года она имела 1317 колхозов с 2,2 миллионами гектаров земель, 65 совхозов, располагавших площадью 652 тыс.га. Основные направления сельского хозяйства - производство зерновых, технических культур (хлопок, конопля), полеводство и животноводство (крупный рогатый скот, свиноводство, овцеводство).

В 1939 г. область экспонировала на ВСНХ 4263 образца, ее участниками были 373 колхоза, 6 МТС и 23 совхоза. 54 участника, которые продемонстрировали лучшие образцы работы, награждены золотыми медалями, из них 18 - "Большой золотой медалью", 36 - "Малой золотой медалью". За успехи в развитии сельского хозяйства в этом же году орденами и медалями были награждены 93 передовика сельского хозяйства, в том числе 9 - Орденом Ленина, 34 человека - орденом Трудового Красного знамени.

По данным Всесоюзной переписи общественного животноводства на 1 января 1941 года в области все колхозы имели по одной молочнотоварной ферме, только четыре - не имели свиноферм, и только две - овцеферм. В сравнении с 1939 г. значительно увеличилось общественное поголовье скота.

В 1940 г. государственный план основных сельскохозяйственных работ был выполнен, повысился уровень агротехники. Ширилось соревнование тружеников села за высокие показатели в 1941 г.

Определенные успехи были достигнуты в социально-культурном строительстве. За предвоенные годы жилая площадь в областном центре увеличилась на 56930 квадратных метров. В коммунальное хозяйство вложено 8,8 млн. рублей, почти в полтора раза увеличился объем водоснабжения. Сооружена новая трамвайная линия, соединившая город с поселком Новый Водопой. За четыре года построено семь четырехэтажных школ, открылись три новых детских садика и двое детских яслей. Хорошели Херсон, Очаков, райцентры и села.

На 1 января 1940 года в области работало около 9 тысяч учителей, 40 лучших из них в 1939 году были награждены орденами и медалями Советского Союза. В четырех институтах и 37 техникумах училось свыше 10,6 тысячи человек. Инженеров судостроения и машиностроения выпускал Николаевский кораблестроительный институт, отметивший в 1940-м году свое двадцатилетие. Многие из его выпускников предвоенных лет впоследствии выросли в крупных специалистов, руководителей предприятий судостроительной промышленности.

Трудящихся обслуживали творческие коллективы театров, облфилармония, 31 районный Дом культуры и клуб, 196 сельских и 638 колхозных клубов, 192 киноустановки.

В 1940-м в области насчитывалось 68 больниц на 3439 койко-мест, в которых работали 668 врачей и 2205 работников со средним медицинским образованием.

Кроме областной газеты "Большевицкий шлях, с 1938 года начала выходить областная газета на русском языке "Южная правда".

Как и в других регионах республики в эти годы в области продолжала свою работу репрессивная машина НКВД. Лучшие руководящие кадры, кадры научно-технической интеллигенции, рабочие и труженики полей попали в жернова репрессий. Поводом для необоснованных преследований и ареста могла быть даже справедливая критика недостатков, неосторожное слово.

Одной из первых жертв системы в 1938 г. стал секретарь оргбюро ЦК КП/б/У по Николаевской области Н.Ф.Волков, который обвинялся в создании и руководстве контрреволюционной группировки в области. Его приговорили к высшей мере наказания - расстрелу. После этого начались поиски сообщников в районах области, список арестованных не замедлили пополниться.

Немало коммунистов было исключено из партии. Только с мая 1938 г. по февраль 1940 г. ряды членов ВКП (б) поредели на 305 человек. Основная причина исключения - троцкизм и контрреволюционный национализм, антипартийные выступления, потеря большевистской бдительности, сокрытие участия в бандах и соцпроисхождения, невыполнение директив партии и прочее.

Несмотря на негативные проявления командно-административной системы, которая создала напряженную обстановку в обществе, к началу Великой Отечественной войны, выполняя государственные задания, наращивая производственные мощности, Николаевщина постепенно становилась областью с мощной судостроительной промышленностью, развитой машиностроительной, легкой, пищевой и местной промышленностью, многоотраслевым сельским хозяйством, разветвленной сетью учреждений культуры, народного образования и здравоохранения.

 

Анонси

Пошук

Посилання

Банер
Банер
Банер
Банер
Банер
Банер
Банер